В основе среды программирования Lazarus лежит язык Pascal, точнее, Free Pascal.

Если на рабочем столе вашего компьютера есть такой значок: znachok-lazarusДважды щелкните по нему или в меню Start выберите команду All Programs — Lazarus — Lazarus. Откроется не одно окно, как в знакомых вам до этого программах, а несколько: главное окно программы,Object Inspector (Инспектор объектов), Source Editor (Редактор исходного кода), Form1 (Окно формы) и Messages (Сообщения). Месторасположение любого окна можно изменить на экране независимо от других.

Главное окно

Главное окно системы Lazarus обычно расположено в верхней части экрана. Как и в других программах, главное окно состоит из нескольких частей: строки заголовка, строки меню и панели инструментов.

В строке заголовка главного окна указано название открытого в данный момент проекта: project1. Под строкой заголовка находится строка меню.

Lazarus главное окно

Окна программы Lazarus

Строка меню – один из наиболее важных элементов каждой программы или системы. Здесь можно найти основные команды системы. Ниже строки меню расположена панель инструментов. Здесь находятся наиболее часто используемые кнопки команд. Для того чтобы узнать название кнопки, достаточно навести на нее указатель мыши. В главном окне есть панель инструментов, которая отличается от тех, что были известны вам ранее. Эта панель называется палитрой компонентов. Здесь находятся компоненты, которые будут нам необходимы во время программирования. Если навести указатель мыши на кнопку компонента, отобразится его название.Палитра компонентов состоит из многочисленных вкладок. На каждой вкладке имеются свои компоненты. Хотя число компонентов более 100, мы будем использовать только некоторые из них.

Инспектор объектов

В левой части экрана находится очень важное окно Object Inspector (Инспектор объектов)

Инспектор Lazarus

Инспектор объектов

По ходу программирования это окно используется особенно часто. Объекты программы настраиваются именно здесь. Выбрав любой объект, здесь можно просмотреть и изменить его свойства. События, на которые реагируют объекты, также выбираются и настраиваются здесь.

Окно формы

Форма – это бланк будущей программы.

Окно формы

Форма

Каждая программа имеет по крайней мере одно окно и, следовательно, не менее одной формы. Поэтому во время работы с программой вы всегда видите на экране окно формы. Макет первого окна называется Form1. Если в программе будет два окна, то второму макету будет дано название Form2 и т.д.
Вы, разумеется, можете заменить стандартные названия более подходящими. Как видно из рисунка, изначально окно формы пустое.
Создав программу, вы добавите в нее необходимые элементы управления. Сетка из точек в окне формы позволяет размещать объекты правильно и аккуратно. Во время работы программы сетки не видно.

Окно исходного кода

В этом окне находится код программы. Может возникнуть вопрос: ведь мы ничего не писали, откуда взялись записи в окне кода?

Окно исходного кода

Окно кода

Дело в том, что большую часть кода вашей программы система Lazarus автоматически формирует сама. И это не преувеличение. В операционной системе Windows даже самые простые программы состоят из нескольких тысяч операторов языка программирования. Если надо добавить какой-то оператор в свою программу, это можно сделать именно в этом окне. Некоторые операторы система Lazarus добавляет сама, остальные добавляются вручную.

like
Понравилось?
Подпишитесь на рассылку и получайте новые статьи!
Поделитесь в соц. сетях:
  • Марина

    Спасибо! В интернете мало информации про Lazarus, а у Вас все так подробно расписано.