Рассмотрим некоторые важные понятия, которые используют в программировании. Компьютер «понимает» только один язык – машинный. Писать программы на машинном языке и проверять их правильность очень сложно и трудоемко.

Поэтому программисты стали искать пути для облегчения своей работы и в результате создали языки программирования. Процесс перевода программы, написанной на языке программирования, на машинный язык называется компиляцией.

Современные программы состоят из десятков, а иногда и сотен подпрограмм.

Выделяют два типа подпрограмм: процедуры и функции.

Функция – это подпрограмма, которая вызывается для выполнения определенных вычислений или проверок. Как только она заканчивает работу, результат вычисления возвращается обратно в программу, вызвавшую ее.

Процедура тоже является подпрограммой. При вызове ее также производятся определенные вычисления, проверки. Но процедура ничего не возвращает в программу, вызвавшую ее.

В основе системы Lazarus лежит язык программирования Free Pascal. Free Pascal берет свое начало от классического языка Pascal. Одна из используемых сегодня систем визуального программирования Delphi тоже основывается на языке Pascal. Язык программирования Pascal (Паскаль) был разработан в 1971 году шведским физиком Никлаусом Виртом (1934) и назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662).

Н.Вирт создал этот язык для обучения своих студентов. Отметим, что в 1984 году Н.Вирт за разработку серии инновационных компьютерных языков ЭЙЛЕР, ALGOL-W, МОДУЛА и Pascal получил премию Тьюринга – самую престижную премию в информатике. Pascal – один из наиболее распространенных языков программирования. Он отличается от других программ своим ясным и логичным написанием, и это делает его приемлемым как для начинающих, так и для профессиональных программистов. Как известно, каждый шаг алгоритма – это команда или указание для его исполнителя. Отдельная команда на языке программирования называется оператором (statement). На языке программирования каждая программа состоит из последовательности операторов.

Отделение операторов друг от друга в программе определяется правилами соответствующего языка программирования. В большинстве первых языков программирования правила требовали, чтобы каждый отдельно взятый оператор был записан с новой строки. На языке BASIC это правило остается в силе до сих пор.

Современные языки программирования обычно дают возможность записывать на одной строчке несколько операторов, или, наоборот, один оператор записывать на нескольких строчках. В этом случае, чтобы отделить операторы друг от друга, между ними ставится разделительный символ. В большинстве языков программирования, в том числе и в языке Pascal, в качестве разделителя используют точку с запятой (;).

Когда говорят об операторах, то обычно отмечают их назначение, например, оператор присваивания, условный оператор, оператор цикла и т.д.

При решении любой задачи в программе происходит обработка данных. В программе данные называют величинами. Величины, значения которых меняются по ходу программы, называют переменными, а не изменяющие свое значение — постоянными, или константами. Каждая переменная имеет свое имя, тип и значение. Имя переменной служит для ее обозначения и в программировании его называют идентификатором. Вообще идентификаторы используют для того, чтобы на языках программирования именовать разные объекты – переменные, константы, функции и т.д. Идентификатор состоит из букв, цифр и некоторых других символов. И хотя правила написания идентификаторов на разных языках программирования могут быть различными,есть и общие принципы:

  1. Идентификатор может состоять из букв и цифр, но должен начинаться с буквы.
  2. В идентификаторе не используют знак пробела и знаки препинания. Некоторые знаки могут быть исключением, например, «_» или «$».
  3. Во всех языках программирования для написания операторов существуют ключевые слова. Идентификатор не должен совпадать ни с одним из ключевых слов.
  4. Идентификатор может быть записан как строчными, так и заглавными буквами. К идентификаторам, написанным одними и теми же, но в разных регистрах буквами, различный подход. Например, идентификаторы One и one на языках BASIC и Pascal считаются одинаковыми, а на языке С – разными.
    В качестве примеров возможных идентификаторов можно показать i, a, t0123456789, NoClass. А вот такие идентификаторы использовать нельзя: 1stPlace (начинается с цифры), one and one (есть пробелы), yes(no) (использованы скобки).

Для того чтобы задать или изменить значение переменной, предусмотрен оператор присваивания. В целом этот оператор состоит из трех частей: <идентификатор> <символ присваивания> <выражение>

Например, для того чтобы присвоить значение 2 переменной x, оператор присваивания нужно записать так: x := 2;. В левой части оператора присваивания показан идентификатор переменной. На языке Pascal знак присваивания показывается как :=. Во время выполнения оператора вычисляется значение выражения в правой части и полученный результат присваивается переменной в левой части. Для выполнения действий с числами пользуются арифметическими выражениями.

В арифметических выражениях используют четыре действия (сложение, вычитание, умножение, деление) и скобки. На языке программирования знаки сложения и вычитания представляют теми же символами (+ и – ), что и в математике, а для умножения и деления используют символы * и / соответственно.
Последовательность выполнения действий такая же, как в математике. Ниже приведены примеры арифметических выражений.

Таблица

Эти примеры показывают, что знак присваивания нельзя путать со знаком равенства. Так, во втором примере левая и правая части никогда не равны друг другу.

Тип переменной определяет множество его возможных значений. В стандартном языке Pascal существует четыре типа переменных: Integer (целый), Real (вещественный), Boolean (логический) и Char (символьный).

Любая переменная, используемая в программе, написанной на языке Pascal, должна быть описана с самого начала, то есть должен быть указан ее тип. Для этого в начале программы записывается ключевое слово var. После этого слова записываются идентификатор каждой переменной и ее тип (между ними ставится двоеточие). Например, внизу указаны две переменные – одна целого, а вторая вещественного типа.

var i: Integer;
r: Real;
like
Понравилось?
Подпишитесь на рассылку и получайте новые статьи!
Поделитесь в соц. сетях: